Компания МАЗ (MAZ)
Компания МАЗ — Минский автомобильный завод был основанный в Минске в 1945 году с целью восстановления и развития в послевоенное время автомобилестроительной промышленности.
В 1947-1949 г.г. предприятие выпустило первые модели советских большегрузных дизельных машин MAZ-205, MAZ-200 и первые экземпляры прицепной техники.
С 1950 года Минский автомобильный завод расширил границы сотрудничества и выпустил свою продукцию за рубеж в Польшу. В дальнейшем модельный ряд выпускаемых грузовиков стал расширяться и появились самосвал MAZ-525, тягачи и автомобили с бортовой платформой.
В 1958 году компания МАЗ организовала выпуск второго семейства большегрузных автомашин, пришедших на смену MAZ-200 (производство которого было завершено в 1965 году). Это легендарные и всемирно-известные МАЗ-500 (бортовые грузовики), MAZ-503 (самосвалы), MAZ-504 (седельные тягачи) и МАЗ-509 (полноприводные лесовозы).

Грузовик бортовой МАЗ-500 Годы пр-ва: 1963—1977
Двигатель — ЯМЗ-236 дизельные, с турбонаддувом, V-образный, шестицилиндровый
Мощность двигателя: 150-300 л.с. при 1700-2100 об/мин | Объем двигателя: 11150см3
Трансмиссия — механическая 5-ступ.
Длина: 7140 мм | Ширина: 2500 мм | Высота: 2650 мм | Клиренс: 270 мм
Колёсная база: 3850 мм | Колея задняя: 1865 мм | Колея передняя: 1970 мм
Масса без нагрузки — 6500 кг | Полная масса — 14825 кг
Грузоподъёмность: 7500 кг | Прицеп общей массой 12000 кг
Максимальная скорость — 75 кмч | Расход топлива — 25л100км
Объем топливного бака — 200 л
Новая разработка конструкторов завода МАЗ значительно отличалась от своих предшественников, которые собирались последовательно (под капотом впереди силовой блок с двигателем, коробка передач и сцепление, затем кабина и грузовая платформа). Главным отличием новой серии стала долгожданная бескапотная компоновка автомобиля, которая к тому времени уже давно славилась за рубежом. Но из-за качества дорог СССР эксплуатировать подобные грузовые машины по причине большой нагрузки на переднюю ось (колесную пару) не представлялось возможным. Именно бескапотная компоновка позволила более продуктивно использовать раму грузовой машины за счет уменьшения длины кабины, придала наилучшую обзорность дороги из кабины. Теперь двигатель был расположен под кабиной. Для снятия вибронагрузки с кабины установили мягкие рессоры, амортизаторы и сидения новой конструкции.

Самосвал с задней загрузкой на базе МАЗ-6517Х9-410 для перевозки сыпучих грузов.
Модель двигателя ЯМЗ-6585.10 (ЕВРО-4)
Мощность двигателя, кВт/л.с. 243/330
Коробка передач: ЯМЗ-239 9-ступенчатая
Шины 16.00 R20
Объем топливного бака: 300 литров
Нагрузка на переднюю ось: 7500 кг | Нагрузка на заднюю тележку: 26000 кг
Технически допустимая полная масса автомобиля: 33 500 кг
Тип платформы: П-образная платформа, с мех. приводом заднего борта. | Объем платформы автомобиля — 12,5 м3
Тип кабины — Большая
Колесная база — 3780мм+1400мм
Габаритные размеры самосвала: Д=8200 мм Ш=2550мм В=3900мм
Дорожный просвет — 350мм
Кроме внедрения в производство новой конструкции автомобиля, в серию моделей МАЗ-500 с грузоподъемностью 7,5 тонн было вложено множество новых технологических разработок: это, безусловно, кабина новой компоновки с возможностью откидывания вперед для доступа к четырехтактному дизельному двигателю ЯМЗ-236, планетарные редукторы ступиц на задних колесах, амортизаторы телескопического типа, гидроусилитель руля и бездисковые колеса. Новые машины могли тянуть прицепы массой до 12 т. При этом расход на топливо в сравнении с предшественниками сократился на 10%. Все эти разработки позволили сделать огромный прорыв в развитии автопромышленности страны и завоевать свою нишу на мировом рынке спроса и предложения грузовиков.
Однако, на своих достижениях компания МАЗ не останавливается, и в скором времени МАЗ-500 был модернизирован заменой коробки на совершенный пятиступенчатый агрегат и двухдисковым сцеплением и получил название МАЗ-500А. Размеры грузовика к тому времени были доведены до евростандарта и составляли: длина — 7 140 мм, ширина — 2 500 мм.
С 1970-х годов приходит новый этап в развития предприятия и МАЗ-500А получил новое обозначение (в связи с новой системой индексации марок автомобилей) МАЗ-5335.
По техническим и качественным характеристикам грузовики марки МАЗ не уступают аналогам иностранного производства. По некоторым параметрам даже превосходят (проходимость, климатоустойчивость, скорость).
С начала открытия производства и запуска первого автомобиля в эксплуатацию работники Минского завода постоянно мониторируют ситуацию на рынке большегрузов и идут в ногу с научно-техническим прогресcом. Предприятие регулярно осваивает новые агрегатные станки и обрабатывающие центры.
На сегодняшний день «Минский автомобильный завод» — это крупнейшее в своей области предприятие, имеющее 6 поколений грузовиков и выпускающее огромный модельный ряд высококачественных современных машин легкой, средней тяжести и тяжеловозов. С конвейеров МАЗ выходят автобусы, троллейбусы, самосвалы, мусоровозы, илососы, вакуумные подметально-уборочные машины, бензовозы, автоцистерны, топливозаправщики, бункеровозы, установки мультилифт различного назначения, комплексные дорожные машины, установленные на автомобильные шасси с различной колесной формулой (4х2, 4х4, 6х4, 6х6) и имеющие двигатели стандарта от Евро-3 до Евро-5.
Модельный ряд грузовиков МАЗ
По типу базовой конструкции в настоящее время модельный ряд МАЗ представлен в следующей таблице:
Седельные тягачи
Модель | Мощность | Грузоподъемность (тонн) | Колесная база |
MAZ-5440 | 330 | 44 | 4х2 |
MAZ-6422 | 330 — 400 | 44 — 52 | 6х4 |
MAZ-6430 | 400 | 55 — 65 | 6х4 |
MAZ-6425 | 330 — 400 | 45 | 6х6 |
Автомобильные шасси
Модель | Мощность (л.с.) | Грузоподъемность (тонн) | Колесная база |
MAZ-4370 | 150/170 | 6 | 4х2 |
MAZ-4380 | 115/155 | 8 | 4х4 |
MAZ-4371 | 125/170 | 5,6 | 4х2 |
MAZ-5309 | 115/155 | 8 | 4х4 |
MAZ-5336 | 250 | 10,9 | 4х2 |
MAZ-5337 | 230 | 11,6 | 4х2 |
MAZ-5340 | 330 | 9 — 11,9 | 4х2 |
MAZ-5360 | 285 | 13 | 4х2 |
MAZ-5434 | 240 | 20,6 | 4х2 |
MAZ-5550 | 230 | 19 — 20,5 | 4х2 |
MAZ-6303 | 250 | 15,3 | 6х4 |
MAZ-6312 | 330 | 16,1 — 23,1 | 6х4 |
MAZ-6317 | 330 — 400 | 45 — 55 | 6х6 |
MAZ-6501 | 330 — 400 | 33,5 | 6х4 |
MAZ-6516 | 400 | 30 | 8х4 |
MAZ-4570 | 115/155 | 6,2 | 4х2 |

Автокран КС-55713-6К-3 на базе шасси МАЗ 6312 6х4 (ЕВРО-4)
Технические характеристики автокрана:
Грузоподъемность: 25 т.
Длина стрелы: 28 м
Профиль стрелы: Гексагональный
Максимальная высота подьема крюка: 28,3 м. Длина гуська: 9 м
Максимальная глубина опускания крюка: 25 м
Масса телескопируемого груза: 6 т
Скорость подъема-опускания груза: 6 м/мин
Масса крана в транспортном положении: 24,4 т
Габариты автокрана д/ш/в: 11800/2500/3960 мм